Сложность
Обществознание. Разбираемся вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
Как игра связана с обучением? (00:00)
Слово «игра» привычно для нас, но часто используется и в другом контексте, например штабные игры или военные игры (имеются в виду учения). Часто можно услышать фразу «проиграл сражение». Так почему же игра так тесно связана с обучением? Известно, что многие млекопитающие в раннем возрасте играют.
Рис. 1. Котенок играет с клубком пряжи (Источник)
Почему же игра так важна? Человек живет в сложных условиях и должен сохранять способность к разному поведению, к разной реакции на происходящее вокруг. Как же сохранить эту способность? Если человек не использует какой-либо навык, он забывается. Например, если долго не играть в футбол, то легко забыть, как это правильно делать. Именно поэтому разные навыки, способы поведения в различных ситуациях должны вспоминаться. Игра в таком случае будет прекрасной тренировкой. Так же, как у военных штабные учения. Человек должен проигрывать разнообразные ситуации, пробовать разрешить их различными способами. Именно это способствует приобретению устойчивого и такого необходимого в жизни навыка как гибкость в поведении. По сути, в игре мы приобретаем опыт действий в той или иной ситуации.
Сложность как способность реагировать (03:20)
Сложность можно рассматривать как способность реагировать на разнообразные ситуации.
Социальный организм – это совокупность различных сторон жизнедеятельности данного общества, взаимодействие которых придает ему целостный характер.
Сложность социального организма – это тоже его способность реагировать на различные ситуации. То есть, должны быть и армия, и парламент, и принятие каких-либо законов и т. д. Иногда, глядя на различные институты и организации, создаваемые обществом и для общества, возникает вопрос: зачем это все? Иногда кажется, что они не играют никакой роли. Например, зачем армия в мирное время? Если уже есть построенная государственная система, зачем парламент и т. д. На самом деле, чем выше сложность, тем более адаптивен будет социальный организм.
Степени сложности (04:25)
Сложность всегда нужно рассматривать с какой-то точки зрения, а не опосредованно. В качестве примера можно взять какое-либо сообщество. Скажем, крестьянскую общину. Здесь работает в поле каждый, но и потребляет тоже каждый.
Община – традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма – соседская (территориальная, сельская) – сочетает индивидуальное и общинное землевладение.
Сложная ли это система? Не похоже: связей между членами такой общины немного, и они не принципиально важны.

В общине большего масштаба, такой как государство, сложность намного выше: у каждого члена есть своя определенная функция, если она не будет выполняться, это вызовет проблемы. Это уже сложная структура.
Рис. 2. Рабочий машиностроительного завода (Источник)
Если мы говорим об общине независимых земледельцев, то она тоже сложная: каждая семья сложна по-своему, ведь внутрисемейные отношения разнообразны и сложны. Но если рассматривать такую общину как систему, то она уже сложной не будет.

Поэтому развитие государства, которое происходило с древности до наших дней, – это процесс постоянного увеличения степени сложности, усложнения связей между его членами, для которых государство является одним из инструментов выживания и адаптации. Как и организм, который в различных ситуациях ведет себя по-разному, используя различные умения, чтобы выжить и развиваться – вот что такое сложность.
Другие материалы