Свой и чужой
Статья и видео на общественную тему
Когда рассматривается какой-нибудь фактор истории, нужно дойти до его предела, чтобы увидеть, как он влияет на события в обратном направлении в пределе. Это всегда происходит. Например, мы, человечество, научились жить общиной, придумали разделение труда, и нам было выгодно определять друг друга как свой/чужой. Там, в глубине нашего мозга, есть такой аппарат определения свой/чужой. Потом придумали религию, по которой можно было это определять. Религия — это следующий уровень, она объединяла людей уже не только по генетическому принципу, но и по вере. Появились большие государства, где разделение труда могло быть уже очень подробным, и это приносило свои выгоды, которые мы сейчас имеем.

Как это всё шло? Были свои и чужие, к чужому племени можно было относиться так же как к животному, действительно, чем они отличаются?
Идея, что все люди — люди, она не такая простая.
Как мы знаем, даже в ХХ веке ещё Вторая мировая была начата Германией с движущей идеей: есть люди разных сортов. Известно, чем это кончилось. И всё-таки, как это было? Сначала: «захватить богатство у чужих, а их всех убить». Казалось бы, можно было придумать чем-то обменяться. Но не было, что менять. Как в Библии, нужно было захватить ханцев и всех убить, потому что земля была важна, просто размер земли, она была узким местом. По мере развития технологии земледелия уже стало выгодным «захватить богатство, а бывших владельцев превратить в рабов», чтобы они работали на чём-то, вот уже другая идея.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Потом придумали систему, при которой другие, колонизированные страны в каком-то смысле работают на тебя. И такая, тоже технологичная, что ли, идея: придумали деньги, банки, кредиты, и при помощи этого другие страны работают на одну или несколько. Хочется подумать, какая идея в будущем придёт. Идея обмена? Она есть, торговля. Не захватывать, не отбирать, а торговать. Разделение труда между странами? Она уже работает. Это всё что ли? На самом деле, наверное, скоро придёт идея, что важно многообразие культур, что нужно не только торговать, но и сохранять то многообразие, которое досталось нам в наследство.
Механизм свой/чужой, он работает на то, что есть «мы» и есть «они», «они» нам как будто бы и не нужны. На самом деле, по мере того как мы, человечество, объединяемся, мы должны понять, что чужая культура важна. Да, она противоречит твоей, но она важна. Потому что мы не знаем, какие задачи перед нами будут, и другая культура, может быть, имеет алгоритм решения этих задач. И чем культур больше, тем лучше. Малые культуры с трудом выживают именно в силу того, что они малые. Всё больше повышается уровень требования в культуре.
То же самое, когда говорят: «Вымирает деревня». Там же не люди вымирают, люди умирают естественным образом, просто повышается уровень требования к жизни человека, и мы не можем во всех малых сёлах сделать школы с хорошими учителями по всем предметам. Значит, соответственно, люди думают, куда переселиться. Мы не можем сделать одинаково хорошую медицину во всех деревнях, у нас просто не хватит врачей, как и учителей, значит, нужно как-то вместе жить. Вместе — это в городах, вот деревни и вымирают.

Тот же самый процесс будет с малыми культурами, потому что просто не хватит людей в малых культурах на театр, на переводчиков с других языков, на всё, что нужно. И главное, рынок для интеллектуальной продукции, количество людей, для которых всё это пришлось бы переводить, их мало, значит, культуры будут объединяться. А раз они будут объединяться, должен быть другой процесс — процесс сохранения многообразия. Эти два противоположных процесса должны идти вместе.
Другие материалы