Лазарев М.И.: Я выдвинул теорию о том, что эта жуть пошла с тех пор, как появилась окопная правда. Если бы среди участников войны 1812-го года в ранге солдат обычных были бы писатели, то мы бы и о этой войне прочитали что-нибудь подобное астафьевским произведениям. Как вы считаете?
Ладохина Н.А.: Я думаю, да. Думаю, это вполне могло быть. Чем дальше идёт человечество, тем больше оно понимает ценность жизни каждого человека. А если все равны, то в общем каждый человек имеет право на жизнь. Но ситуация с Великой Отечественной войной всё-таки однозначна, это наша национальная святыня. Но когда мы говорим о войнах, мы можем говорить и о войнах за нефть, и о тех войнах, когда идёт спор двух самолюбий. И в этом случае человек вправе себя спросить, почему он должен воевать за это.
Лазарев М.И.: Ему скажут, что это враг и это борьба за свободу.
Ладохина Н.А.: Сейчас модно быть бунтарём. Человек имеет право придерживаться собственных взглядов.
Лазарев М.И.: Знаете, Достоевскому казалось, что теперь уже никогда такого бесправия не будет, что везде будут суды присяжных. Но мы все знаем, что потом было. Так что нам всем кажется, что мы уже прошли этот этап и всё будет по-другому, но это далеко не так.
Ладохина Н.А.: Я не сказала, что чего-то больше не будет. Наоборот, вероятность отката к каким-то мракобесным временам есть всегда.
Лазарев М.И.: Скажите, на Бородинском поле, которое потом стало знаменитым, в ночь перед сражением два героя романа «Война и мир», Безухов и Болконский, разговаривают. Один другому говорит: «Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошёл до этого так, как я, теми же страданиями... <…> Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война». То есть, чтобы каждый человек, который шёл воевать, чётко знал, что он ставит на кон. Помните, кто из них это говорит?
Ладохина Н.А.: Вряд ли это говорит Пьер.
Лазарев М.И.: Да, это говорит Болконский. И, казалось бы, удивительно: аристократ, рыцарь, но именно он это говорит. На самом деле, в литературе тоже различные мнения о жестокости. Просто один автор показывает их прямо, явно, а другой – нет. И мне, например, не очень ясно, что даёт литература о войне. Читаешь Симонова, думаешь, что действительно надо всех убить. Читаешь другого автора, так жалко людей становится всех. И что делать?
Ладохина Н.А.: Прекрасно, что человеческий взгляд панорамный. Если посмотреть, сколько может быть типов военных конфликтов, сколько стран, менталитетов и как каждый человек со своим характером, со своей историей, как он в этой ситуации окажется. Вот и получается такое многообразие. Очень здорово, что литература показывает разные грани.
Лазарев М.И.: А наша литература к чему готовит?
Ладохина Н.А.: Она даёт диапазон. С одной стороны, мы вместе с Петрушей Гриневым получаем завет: береги честь смолоду. Дети ещё в начальной школе кусочками учат «Бородино», а с 5-го класса – Гомера. Мы стараемся фокусироваться не только на военных событиях, но и на картине мира. Как жили люди, о чём мечтали, как боги вмешивались в их судьбу, античное понятие рока, которое тяготеет над всеми, в том числе над богами.