Михаил Иванович. Это приводит нас к мысли, что та свобода выбора, которая есть, не настолько уж и велика. Потому что мы внутренне уже готовы к принятию какого-то решения. И во многом это зависит от референтной группы.
Елизавета. Думаю, что свобода – простое понятие, но рядом с ним масса сложных (ответственность, общество и т.д.). Ведь свободы без общества не бывает. Человек свободен делать то, что хочет, и не делать того, к чему не имеет желания. Но нужно помнить об ответственности: переступая границы интересов других людей, нужно быть готовому к их реакции. К тому же важно различать внешнюю несвободу (связанную с обстоятельствами) и несвободу внутреннюю (вызванную самоощущением).
Михаил Иванович. Вспомним «Анну Каренину»: Вронский свободен, в какой-то момент он увлекается Анной, а до этого он ухаживал за Кити. Это спровоцировало целую трагедию в судьбе Кити, хотя, казалось бы, все действовали свободно, никто никого не заставлял. Так где же Вронский был не прав, ведь он свободен?
Елизавета. Свобода определяется моралью. Вронский, ухаживая за Кити, не учёл, что общество воспринимает это как факт того, что он готов нести определённую ответственность.
Михаил Иванович. Мне кажется, Вронский изображён настолько самовлюблённым, что он и не задумывается о том, что думают и чувствуют другие люди: я свободен делать что хочу. А ему стоило бы построить модель восприятия этих же событий другими людьми.
Оказывается, скачок роста мозга у наших предков произошёл тогда, когда они стали жить большими общинами, потому что невозможно было уделить всем одинаковое время и внимание всем членам группы для поддержания хороших отношений. И тогда людям пришлось выбирать, с кем налаживать отношения, то есть учитывать мнение других людей.
Возвращаясь к «Анне Карениной», можем отметить, что Вронский не имел навыка заботы о чувствах других людей.
Антон Алексеевич. Мы также можем вспомнить лермонтовского Печорина, который в своей свободе играл судьбами других людей: Бэлы, Мери, контрабандистов, Грушницкого. Как потом оказывается, эта свобода не была таковой. Не случайно Лермонтов всякий раз изображает его в каком-то пространстве, где он чужой и заперт. Потому что такая линия поведения Печорина на самом деле – путь несвободы, пустоты, скуки и одиночества.