Лазарев М.И.: Моя молодая родственница недавно пожаловалась на то, что самые важные решения приходится принимать в молодости, когда ещё нет достаточного опыта. И я ответил ей, что наши решения – это и есть наша жизнь. Выбор школы, института, любимого предмета – на это влияет окружающая среда, случаи, люди. Все решения, принятые человеком, называются выбором жизненного пути. Давайте поговорим о том, чем помогает литература в жизни. Как художественные произведения могут помочь школьникам, не имеющим ещё большого жизненного опыта.
Скулачёв А.А.: Предлагаю рассмотреть этот вопрос в объёмной перспективе. С одной стороны, литература ничему не помогает, и в этом она помочь не может. Потому что жизнь каждый человек проживает только свою и ничью больше. Это как с историей: понятно, что она никого никогда ничему не учит. С литературой то же самое: как простая книжка с буквами может нам помочь?
Лазарев М.И.: Ну как же? Всякие инструкции, законы, алгоритмы…
Скулачёв А.А.: Совершенно верно! Вот когда мы воспринимаем книгу как инструкцию, случается катастрофа. Вспомним Татьяну, которая воспринимает книги как инструкции. Она ждёт Онегина, в письме пишет: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель». По сути, она предлагает Евгению выбрать роль, кто он: Грандисон или Ловелас. А он вдруг оказывается кем-то третьим. После выхода «Страданий юного Вертера» прокатилась волна самоубийств, а после «Бедной Лизы» все дружно пошли топиться – люди восприняли книгу как инструкцию. Вспомним знаменитое стихотворение «Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста! Топитесь девушки в пруду, всем будет место!». Это страшная ситуация, когда книга становится инструкцией. И литература очень много об этом говорит. С другой стороны, понятно, что литература ценна не как конкретная инструкция: делай так, как этот персонаж, или наоборот, не делай. Как иронично писал Пушкин «Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то. Кажись, это ясно». Литература важна как пространство смыслов и ценностей, которые помогают каждому из нас вступить в диалог с самим собой. И уже в этом диалоге с самим собой и текстом выкристаллизовывается что-то ценностное, важное для нас. Не прямая инструкция, а ценность, ориентир.
Лазарев М.И.: То есть это пространство, в котором координаты задаёт литература, но ты сам выбираешь, каким быть и как поступать.
Островская А.: Хочу сказать, что я очень благодарна своему преподавателю литературы за то, что она научила нас воспринимать книги не как инструкции, а как алгоритмы. Мы можем посмотреть, к чему приведут те или иные действия, и подумать, нужно ли нам поступать так же. Инструкция – это нечто обязательное к выполнению, а алгоритм – возможность ознакомиться с вариантами событий и подумать, идти туда или нет.