Воспитывайте себя
Ответы на вопросы
Вопрос. Как бы вы прокомментировали фразу: «Не нужно воспитывать своих детей, они всё равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя!»?
Да, в какой-то мере это правильная фраза, хотя бы потому, что у детей способ обучения подражанием сильно развит. Примерно до четырёх лет это главный способ. Но в то же время нужно понимать, что в семье алкоголика может вырасти ребёнок, который вообще никогда в рот не берёт спиртного. Так тоже бывает. Более того, в семье могут быть ещё и отношения между братьями, сёстрами. Очень часто это дети по каким-то параметрам прямо противоположные, или они дополняют друг друга, иначе бы они, может, и не выжили в семье, если бы оба имели одинаковые важные при жизни вместе свойства.
Поэтому можно говорить, что лучшее воспитание — это правильная жизнь на глазах у детей. Лучшее, не лучшее, но это важно, что дети обязывают вести себя как-то. Человек, который говорит, что курить вредно, и сам курит, в лучшем случае выходя на балкон, вряд ли убедителен при этом. Это явный пример, можно взять и много других.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Если рассматривать воспитание как внимание к детям и попытку донести что-то, то что бы вы при этом ни доносили, оно несёт еще одну функцию. Вы показываете своё внимание к каким-то вещам. Не просто: «Не делай этого, делай так. Смотри, Петя делает так, он хороший, а ты плохой». Это ужасно, так делать нельзя. Но если пытаться разумно, пусть и достаточно сторонне, возвышенно объяснить какие-то вещи, не относящиеся напрямую к отношениям, тогда само то, что вы пытаетесь, что для вас важно это объяснять, уже воспитывает внимание к таким вопросам. И оно важно, тем более в нашей жизни, когда сила, физический труд всё больше уходят. Всё больше видно, что более успешны именно люди, умеющие переключиться и умеющие думать о чём-то вне самого себя, решать задачи, которые не связаны напрямую с жизнью и выживанием.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Известен такой факт, что Франкл, человек, который написал книгу про выживание в концлагерях, пишет, что выживали те, кто имели какую-то задачу вне этой жизни. Например, человек говорил, что должен всё это описать. У него есть важная задача, как у самого Франкла. У другого была дочь, которой он хотел потом помочь, и знал, что она без него не выживет, и так далее. То есть, если человек просто заряжен на жизнь в лагере и только здесь копошится во всём этом, вероятность умереть большая. Больше, чем у тех, у кого есть что-то, какая-то цель вне этой жизни. Это не только про концлагерь, это относится ко всему. Это просто очень сильный пример полярных вещей: жизнь в ужасе и духовная жизнь вовне. Но он относится также и к нашей обычной жизни.
Поэтому, конечно, воспитывать себя нужно, и уже на глазах детей. Если ребёнок видит, что родители сами двигаются дальше, он это почувствует и для него это будет нормой, с детства записанной.
Он может сам в детстве не читать, но если он много видит читающих родителей с книгой, то этот образ запечатлится и будет помогающим, действующим, проводящим по жизни, чтобы что-то узнавать в книгах.
Другие материалы