Есть ещё несколько художниц XVII и XVIII вв., которых мы знаем в меньшей степени. Но говоря о рубеже XIX и XX вв., там и Розанова, и Гончарова, и Попова, этих художниц было действительно очень много. Интересно, что некоторые искусствоведы высказывают такую точку зрения, что русский авангард двигали не только Малевич и Кандинский, а, в общем-то, он рождён был женщинами, потому что все эти девушки-художницы, грубо говоря, переносили идеи Малевича в массы. Малевич делал какую-то композицию, а они, соответственно, на основе этой композиции делали некие рисунки, паттерны для платочков, для кружечек, для чашечек. И когда, приезжая из Парижа в Москву, они видели, как москвички с гордостью носят эти платочки, они гордились собой, ведь понимали, что искусство действительно пришло в массы, действительно стало доступно всем. Соответственно, они влияют на сознание людей, на общество. И всё благодаря «амазонкам авангарда», как их назвали ещё в то время, авангард пришёл в народ.
Островская А.: В 2016 году я писала лекции в блокнотах, купленных в Третьяковской галерее, с авангардом русского искусства. Так что авангард не только пришёл в массы, но и остался там.
Лазарев М.И.: А Малевич остался «председателем пространства», как он сам себя называл.
Чуворкина О.А.: Да, Малевич остался как бы недосягаемым для простого ума человеком, создающим заумную живопись.
Лазарев М.И.: Выходит, женщины стали своеобразными проводниками заряда, который шёл от Малевича в массы. Тут же тоже есть бунт. Ведь каждая должна решиться, сказать: да, я буду. Ведь вообще принято, что художник – это мужчина. Принято само собой: больше сил, больше возможностей в обществе, больше денег. Но женщина решается и становится новой Поповой или Серебряковой. Среди артистов больше женщин, ведь всегда есть женские роли, но в живописи или музыке не может быть женских ролей. И в этом сложность, поэтому женщин-художниц намного меньше.
Чуворкина О.А.: Мне кажется, что до сих пор в этом плане есть некий бунт со стороны девушки, которая собирается стать скульптором. Писать – это сложно, мы можем представить себе сложность работы с кистью, с красками, но сложность работы с бронзой или мрамором в разы больше. И вот когда Голубкина, например, стала скульптором – это был бунт. Против устоев, против традиций. И, поехав учиться к Родену, она доказала, что может быть не просто ученицей великого скульптора, она может быть самостоятельной. То же самое происходит и сейчас. Потому что действительно очень мало скульпторов-девушек, но если они встречаются, всякий раз для меня это такая гордость и такой вызов обществу, потому что ты не можешь попросить мужчину каждый раз переносить этот кусок мрамора, ты должна это делать сама, и должна с ним работать, чувствовать его, а это, в общем-то, сложно.
Лазарев М.И.: Вот опять же пример того, куда может быть направлена энергия.
Чуворкина О.А.: Но, опять-таки, это сублимация, искусство как пространство.